Нина Вилл
Помогу выучить английский
Нина Вилл
Перейти к списку статей

Как самому себе улучшить английский — 3

Чтобы научиться говорить, надо говорить. Банальная аксиома.

Обязательным шагом к самостоятельному спонтанному говорению, когда вы, например, участвуете в разговоре, реагируете на реплики и тд, является обучение монологической речи и вырабатывание артикуляции и интонации. Не то чтоб вам непременно необходимо было бы научиться говорить без акцента. Вас поймут и с акцентом. И избавиться от акцента без долгого проживания в среде языка очень, очень трудно. Задача другая — вам надо сформировать правильные звучащие образы слов. Чтобы ударение стояло на месте, чтобы хитрые буквосочетания вроде ow, aw, ea вы произносили правильно, не перевирая. 

Артикуляция — это работа речевого аппарата: губ, языка, гортани. 

Поэтому вам придётся непременно говорить вслух. 

Сначала — не говорить, а произносить, проговаривать. Такие упражнения на произношение-проговаривание, как и чтение вслух, это никакое не говорение. Но это необходимый подготовительный этап.

Для этого можно использовать специальные аудиокурсы, которых тьмы и тьмы. Можно — отрывки из кино, сериалов или видеолекций, которые вы смотрите, чтобы научиться воспринимать на слух звучащую речь. Отрывки, которые вы произносите, не должны быть длинными. 

О транскрипции. 

Она вам в этих упражнениях не потребуется. Работать надо со слуха. Если это аудиокурс — прослушали предложение, посмотрели, как это всё пишется, и повторили. Если это кусочек видео — то же самое: посмотрели, сверились с субтитрами, повторили. Важно, чтобы то, что вы произносите, было вам понятно. Полезно иногда проговаривать хором вместе с диктором или актёрами. И так несколько раз. Пока вы не сможете этот маленький кусочек произнести свободно. 

Важно, чтоб ваш речевой аппарат всё время был задействован. Вероятно, вы почувствуете, что звуки, которые вы говорите, образуются на каких-то не таких местах. Может быть, у вас устанет горло. Это всё совершенно нормально. Перегружаться такими упражнениями не нужно, те кусочки, которые вы подвергаете такому вот тщательному произношению, вряд ли стоит делать больше двух минут. Видео предпочтительнее аудио. 

Если вы можете говорить, пусть и короткими фразами, и откровенных и частых ошибок в произношении нет, то имеет смысл заниматься по-другому: развивать собственно спонтанное говорение. 

Первый этап его — пересказ. Любые мелкие сюжетные истории. Прочитать вслух, потом пересказать. Сначала совсем короткие, потом подлиннее. Не пытайтесь сразу пересказывать диалоги в косвенной речи и вообще возиться со сложной грамматикой. Начинаем с простого. 

Следующий этап — без подпорок в виде текста. Взять маленький фильм с завершённым сюжетом — тут подойдут и мультики, особенно хорошо, если они вообще немые, а саундтрек — только музыка; и рекламные ролики с сюжетом, как, например, снимали для рекламной кампании BMW. Посмотрите такой фильм (он не должен быть больше пяти — восьми — десяти минут, больше поначалу будет тяжелее) и потом попробуйте его рассказать. Хорошо, если вы его будете рассказывать параллельно с видеорядом, то есть включите ещё раз и будете пытаться описать происходящее на экране так, чтоб попасть в темп. Для начала берите что-нибудь тягучее и медитативное. Начинайте с простого перечисления действий и событий, если вам сложно сразу рассказывать в деталях. Постепенно учитесь рассказывать с большим количеством деталей и подробностей. Если вам явно не хватает слов — посмотрите их в словаре. Но вообще-то практически всё можно сказать очень, ОЧЕНЬ простыми словами. 

Здесь цель — научиться… не совсем говорить, а рассказывать и описывать. Это проще, чем спонтанное говорение, потому что у вас есть возможность сосредоточиться и никто вас не прерывает. 

Когд вы научились это делать, начинайте усложнять словарный запас. Постепенно. Помните, что пассивный словарный запас в разы и даже десятки раз превышает активный. 

При выполнении любых упражнений на развитие способности говорить — будь то повторение вслед за диктором, пересказ или самостоятельное рассказывание — отслеживайте плавность речи. Слова не должны отделяться друг от друга паузами; мы и на русском так не говорим, и английская речь это слитные в синтаксическом, в грамматическом и в смысловом понимании группы слов, а не отдельные слова в окружении акустических пробелов. 

Вместе с монологическим рассказыванием надо тренировать диалоги. Существует море видеопособий, диалогов на любые темы. Работаем с ними так: послушали — изобразили в лицах. Реальный собеседник вам для этого совершенно не нужен, но его надо обозначить: хоть куклой, хоть фотокарточкой, хоть любой картинкой с человеческой рожей. Хоть котиком. 

Стало получаться говорить с котиком о погоде? Дорога в видеочат. Или в страну, где говорят по-английски. Не на курсы, а именно на недельку-другую поболтаться. Это лучше чата, само собой. Но труднее и дороже. Оптимальнее всего вписаться в волонтёрскую программу, поехать на танцевальный фестиваль и тд. То есть чтобы у вас точно были собеседники и чтобы вас с ними объединяла какая-то деятельность. 

<= часть 2 часть 4 =>